| Цели | Задачи | Ромбический орнамент Архангельской области |
| Наша работа | Реферат | Презентация |
| Терминологический словарь | Литература |

Ромбический орнамент Архангельской области:

Ромбо-меандровый орнамент

Ромб является одним из фундаментальных символов, входит в древнейший ромбо - меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности. Существует несколько гипотез и исследований происхождения и значения ромбического орнамента.

Рассмотрим точку зрения палеонтолога В. Бибиковой в 1965г. На основе некоторых найденных предметов быта датированных палеолитом, была выдвинута гипотеза, из которой следовало, что ромбо-меандровый орнамент различных костяных и деревянных изделий - это повтор естественного рисунка дентина мамонтовых бивней. И из этого она сделала вывод, что ромбо-меандровый орнамент для людей той эпохи был символом мамонта. Он мог означать богатство, силу и власть или приносить удачу на охоте.

Ромб является родоначальником множества символов характерных для геометрического орнамента. Ромбо-меандровый орнамент широко применялся при орнаментировании глиняной посуды, например для ритуальной посуды и пластики он являлся почти обязательным, сосуществуя с другими ритуальными символами.

Существовала и разновидность ромбо-меандрового орнамента с 2-мя меандровыми полосами, расположенными под углом друг к другу. Таким образом, на пересечение меандр получается знак солнца более известный как свастика. Она заняла в геометрическом орнаменте одно из ведущих мест. Название это очень древнее санскритное и на другие языки не переводится. Его можно разделить на две части су-хороший и асти – есть, быть. По правилам грамматики у перед а заменяется на в, поэтому и получается основа свасти. Этот знак дарует всем счастье и приносит добро.

Ромбо-меандровый орнамент является прародителем множество различных узоров, но существует мнение археолога П. П. Ефименко о первичной решётке. По его словам в основе ромбического орнамента лежала ромбическая решётка. Она присутствует в большинстве ремёсел, например, в резьбе по дереву (кости).

Ромб его развитие и вариации.

Существует множество различных ромбов: ромб с крючками, разделённый на несколько частей, с продлёнными сторонами и т.д.

Возьмём, например, ромб разделённый на 4-е части, так же именуемый «Засеянное поле». Он, прежде всего, связан со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины, заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы», «макоши» – покровительницы, как рождаемости, так и урожайности.

Так же, многие исследователи говорят о четырехкратности данного символа и отталкиваются в своих рассуждениях от этого. То есть, деление ромба на 4-е части несёт особое значение, например, в фольклоре есть множество доказательств тому, в пословицах: "четыре угла дома на построение, четыре времени года на совершение", "без четырех углов изба не рубится", "четыре стены на четыре стороны" и т.д. Понятие четырехкратности было заложено ещё в древности и основано оно на простейших понятиях, которые окружали древних людей: « 4-е стороны света, 4-е времени года и т.д.»

Например, 4-е стороны света объясняют значение такого символа, как ромб, разделённый по серединам сторон. Для этого рассмотрим процесс, который проводился перед началом постройки усадьбы. Глава семьи должен был освятить участок земли, отведённый под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре маленьких квадрата. Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся «на четыре стороны» и приносил с четырёх полей по большому камню. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После чего земля будущей усадьбы считалась освящённой. Из этого можно сделать вывод, что ромб с разделёнными сторонами, ассоциировался с жилищем, то есть он имел значение дома-очага, благополучия и защиты.

Защитный смысл этого символа так же подтверждается и другим фактом. Известно, что в избе бревна в срубе укладывались с остатком, этот остаток выглядел как рогатина, развилка. У русских даже есть загадка: "Снаружи - рогата, изнутри - камола" (изба). С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалась его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос (то есть порядок). Примечательно, что даже когда избу рубили без остатка, первый венец, наземный был обязательно рогатый. По-видимому, непосредственная близость к "земле-преисподней", "дому мертвых" требовала обеспечения безопасности от такого соседства, от возможных недобрых "происков" "жителей подземного мира". Тем более что земле придавали останки врагов, сраженных в боях при набегах, а своих сородичей древние славяне сжигали на погребальном костре. Известны погребения и срубного типа. Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с продленными по углам сторонами, с отмеченной серединой, называемые "ромб-репей" (известен еще под названием "малая решетка"), символизировали сруб, огороженное пространство с очагом либо алтарем - местом обитания предков.

У некоторых племён этот символ имел значение солнца, круглого солнца с лучами, но из-за того, что этот символ использовался в вышивке и ткачестве, он исказился до ромба с продлёнными сторонами и лучами. Этот ромб с продлёнными сторонами имел значение защиты, как от реальных врагов, так и от тёмных сил, так же он имел и значение солнца, то есть огня, тепла, добра и света.

Потомком ромба с продлёнными сторонами является ромб с крючками, подробнейшим образом описанный в статье «Ромб с крючками» А. К. Амброза. Этот ромб говорил о том, что первым поводом для исследований послужили находки на древних поселениях «поченской» культуры (1-2 века) посуды с награвированными изображениями ромбов с крючками. Эти знаки не предназначались для украшения посуды, так как располагались, то сбоку, то снизу сосуда.

Поиски этнографических аналогий показали что изученный знак –один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента 18-20 веков. Он имеет множество вариантов.

Рассмотрим самые распространённые из них. Например, знак, обозначающий огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога, Тора – одна из основных творческих сил. Проведем некоторые аналогии с Солнцем и плазмой и теорией большого взрыва и периодом формирования Земли, когда на ней происходили активные тектонические процессы, извержения вулканов.

Так же широко известно трактование этого знака, как союз или противостояние двух начал. Тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил – один их главных, если не главный закон в язычестве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День с ночью, это, наконец, мужчина и женщина. Правь – царство всепобеждающей правды, справедливости, царство светлых богов, в нем располагается прекрасный Ирийский сад с молодильными яблоками и молочной рекой, в нем живут волшебные птицы, туда попадают люди, жившие в явском мире по Прави – справедливо, по совести (подобен саду Гесперид греческих мифов). Навь – темное царство хаоса и разрушения, в ней живут темные боги и люди, живущие по законам Кривды. Конфликт между ними понятен – Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается его сохранить, сохраняет в нем свой порядок, единение же их в том, что ни одна из этих сил не может ни победить ни проиграть, без них мир не мыслим, их существование – условие существования мира, их единения мы наблюдаем в мире Яви, мире людей.

Другая же разновидность этого знака обозначает птицу, это тот знак, через который животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют знаки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для древних загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста - Сокола. А в вышивке этот знак часто обозначал душу человека. Число перьев на ней также должно соответствовать сакральным числам. Душа, как символ, в прикладном творчестве похожа на птицу.

Ромб с крючками встречается во множестве ремёсел и орнаментов не только в явном виде, но его, как основу, можно так же разглядеть в различных символах. Возьмём, например, малоизвестный символ цветок папоротника Огнецвет. По легенде, дошедшей до нас ещё со времён языческих верований, цветок папоротника расцветал в ночь на Ивана Купалу, когда по языческим верованиям начинало холодать, тогда молодые люди и девушки шли в лес и искали Огнецвет, который цвёл всего одну ночь, нашедший его получал любовь и счастье.

Если мы вглядимся в знак Огнецвета, то увидим, что он относится к числу символов, называемых ромб с крючками. И, действительно, в основе этого символа по центру лежит ромб, его стороны продлены вверх и загнуты к земле. Так же, если присмотреться, мы можем увидеть в этом символе уже известные нам знаки: птица, сидящая на вершине цветка, две линии перегнутые пополам, смещенные, таким образом, что посередине получается ромб, что в совокупности представляет собой знак двух начал, и также, присмотревшись, мы можем увидеть изменённый символ небесного огня, который часто трактовали, как солнце. Тем самым в знаке Огнецвета или цветка папоротника сочетается несколько простых символов с уже известным нам значением, поэтому мы видим, что Огнецвет включает в себя душу человека, солнце и два противоборствующих начала Правь и Навь или Добра и Зла. То есть, Огнецвет включал в себя некую модель мира, характерную для язычника, в которой располагались: солнце, как сердце мира и человек между Правью и Навью. Этот символ просто описывал представление древнего человека о реальном окружающем его мире.

Также было множество других видов ромбов:

  • ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами – поле, давшее всходы;
  • обыкновенный ромб, обозначал Мать-Землю;
  • ромб, пересеченный двумя диагоналями, имел в народе название – «хряст» - поле вспаханное;
  • ромб с остриями по углам (тоже любимый народный мотив), назывался «репей» и, в свою очередь, делился на множество мотивов: ромб с отметами по сторонам – «гребенчатый», с городками и т.д.


  • Hosted by uCoz