Образовательная программа "Фольклорный театр" пед. Цыганова О.Н. | |
Фотоальбом ТЮМ в Италии
Совместная работа группы О. Н. Цыгановой и театра "Паровоз" (отдел музыкально-художественного творчества на базе ДНТТМ) Спектакль "Небылицы в лицах из бабушкиного сундука" (Цыганова О.Н.) Фольклорный театр ТЮМа Видеоролик, подготовленный родителями учащихся Фольклорного театра | Данная программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно-эстетической направленности МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие»; имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности. Образовательная программа «Фольклорный Театр» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра. Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям. Литературные произведения подвергались переосмыслению и переделке, приспосабливаясь к народным эстетическим понятиям и вкусам. Народная драма и зрелищные формы фольклорного театра уходят из нашей жизни, но они не перестают привлекать внимание ученых, деятелей театра, художников, писателей и поэтов, интересующихся народной культурой прошлого. Изучая и возрождая традиции фольклорного театра – мы приобщаемся к истокам, корням народной культуры. Одно из существенных противоречий сложившейся системы воспитания - недопустимое сужение рамок передачи новым поколениям национально-культурных традиций и, в первую очередь, традиций фольклорного искусства. В условиях города у детей практически нет возможности познакомиться с фольклорными традициями и, естественно, перенять их. В создавшейся ситуации важным каналом вовлечения подрастающего поколения в фольклорное творчество может стать дополнительное образование детей в форме детского фольклорного театрального коллектива, который позволит обеспечить культурную преемственность, самобытность, социокультурную идентичность ребенка и его ориентацию в поликультурном пространстве. Содержательной основой детского фольклорного театра станут народные формы искусства, а элементы актерской театральной школы (К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, М.А.Чехова, А.Я.Таирова, М.О.Кнебель, З.Я.Корогодского, Е.Гротовского, В.Сполин и других мастеров театральной педагогики) наполнят методику вовлечения детей и подростков в национальный фольклор. Данная программа осуществляет комплексное обучение ребенка актерскому мастерству, народно-сценическому танцу, сценической речи и народному пению на основе фундаментальных традиций культуры - фольклоре народов России, методом погружения, т.е. все предметы объединены темой года: - 1-й год обучения – Русский фольклор и народный театр; - 2-й год обучения – Фольклорный театр народов России. Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве: - в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего (программа первого года обучения) к истокам русской культуры и духовным корням фольклорного театра России. - в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности; - в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов; - в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора; - в формировании самостоятельно и креативно мыслящей личности.
Педагогическая целесообразность программы в реализации задачи передачи накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры театрально-игровыми методами; в формировании культурного модуса[1] личности и раскрытие яркой творческой индивидуальности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной театральной культуры как части общечеловеческой культуры. Отличительные особенности программыот программ: Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского и Актёрское мастерство //Я вхожу в мир искусств, 2008.-№1; и Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота-подросткам.- Ивантеевка, 1994 -
«Актерское мастерство на основе фольклорного театра народов России», который является основным и задает общую тему, реализуемуютремя другими модулями: «Сценическая речь на основе фольклорного наследия народов России», «Народно-сценический танец», «Народное пение». · в применении инновационной технологии в образовательном процессе (в теме «Наблюдения», «Записная книжка актера» предлагается психотренинг - в котором используется имитационная теория сценического перевоплощения, например: изображения объектов, проецируемые на экран /животные, дети, старики и т.д./, которые предлагаются как образцы для подражания); · в обучении основам актерского мастерства на достижениях фольклорного театра народов России и устном народном творчестве; · в изучении и освоении культуры народов России театрально-игровыми и вокально-хореографическими методами; · в формировании национального самосознания на основе русского фольклора и традиций народного театра; · в воспитании толерантности к иным культурам и национальностям;
Модуль «Сценическая речь на основе фольклорного наследия народов России» составлен на основе образовательной программы Цыгановой О.Н. Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразования) //Образовательные программы дополнительного образования детей: К 70-летию Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Вып. 2. - М.: МАКС Пресс, 2006. - С. 121-141. Отличительными особенностями содержания данного модуля от содержания этой программы являются: - два года обучения; - сокращение часов занятий, которые невозможно проводить в полном объёме из-за насыщенности комплексного обучения; - перераспределение содержания ряда разделов модуля с учётом тематики комплекса; - комплексность содержания, т.е. каждое занятие включает в себя упражнения из нескольких тем, с обязательным погружением в игровую природу фольклорного театра; - добавление индивидуально-групповых занятий (на 2-ом году обучения) для подготовки речевых номеров на основе фольклорного материала (сказок, былин, легенд и т.п.) с использованием диалектов и говоров разных областей России.
Модуль «Народное пение» составлен на основе модуля Карасевой Е.В. «Народное пение и основы народной культуры» входящего в комплексную образовательную программу «Ансамбль народной песни «Купавушка». Отличительными особенностямисодержанияданного модуля от содержания этой программы являются: - два года обучения; - сокращение часов занятий, которые невозможно проводить в полном объёме из-за насыщенности комплексного обучения; - перераспределение содержания ряда разделов модуля с учётом тематики комплекса; - увеличение часов индивидуально-групповых занятий (на 2-ом году обучения) для подготовки певческих номеров на основе фольклора разных областей России.
Цель и задачи программы
Цель – изучение фольклорного театрального наследия народов России во всем многообразии его компонентов и формирование культуры личности с раскрытием творческих способностей обучающегося в условиях театрального коллектива.
Задачи программы Обучающие: - познакомить с жанрами русского фольклора; - познакомить с многообразием культуры народов России; - познакомить с местными фольклорными особенностями на примере одной из областей России; - познакомить с театрально-игровым и вокально-хореографическим наследием народов России; - познакомить с формами, особенностями и приемами игры в фольклорном театре; - обучить приемам устранения недостатков: речевых, певческих, пластически- ритмических. - обучить особенностям игры в разных формах русского фольклорного театра;
Развивающие: - сформировать интерес к культурно-историческому прошлому России и национальному фольклорному театру; - развить способность к импровизации, поиску собственного пути в творчестве; - сформировать потребность в самостоятельном и креативном мышлении; - сформировать навыки освоения фольклорного материала на примере одного из регионов России; -сформировать навыки игры в инсценировках обрядов и праздничных театрализованных представлениях на основе фольклорного материала; - сформировать навык публичного выступления на театральных площадках Дворца, города, на городских, российских и международных фестивалях.
Воспитательные: - воспитать толерантность к разным культурам и национальностям, населяющим Россию; - привить культуру общения; - сформировать чувство коллективизма; - воспитать ответственность и взаимопомощь; - сформировать национальное самосознание на основе русского фольклора и народного театра; - воспитать потребность в процессе учения – постижения и открытий в искусстве и в самом себе; Возраст обучающихся В коллектив принимаются дети в возрасте 10 - 12 лет после прохождения конкурсного отбора. На 2-й год обучения, после предварительного собеседования с педагогами, и прохождения тестирования по содержанию предметных модулей, могут быть зачислены дети 10 -12 лет. Возможен переход ребенка из группы первого года обучения в группу второго года при быстром усвоении изучаемого материала содержания разделов программы или задержка при переходе на следующий годобучения, если ребенок не усвоил содержание программы в силу частых пропусков, болезни или других причин. На первом году обучения в группе занимаются 15, на втором – 12 детей.
Сроки реализации программы
Количество часов в год на одного ребенка: 1-й год обучения – 288 часов из них: 144 ч – актерское мастерство на основе русского фольклора; 72 ч - сценическая речь; 36 ч – народно-сценический танец; 36 ч – народное пение. 2-й год обучения – 288 часов из них: 216 ч – актерское мастерство на основе фольклора народов России; 36 ч (гр.)+ (инд.-гр.) – сценическая речь; 36 ч – народно-сценический танец; (инд.-гр.)– народное пение.
Формы и режим занятий Занятия проводятся на театральной сцене и в учебных классах 2 раза в неделю по 3 часа и 1 раз – 2 часа с 15 мин. перерывами после каждого часасо сменой видов деятельности: речевой, мыслительной, игровой, познавательной, учебной. Занятия разнообразны по форме: групповые - тренинги, репетиции, спектакли, занятия-игры, конкурсы, выступления, обсуждения, выездные занятия – экскурсии, посещение музеев, зоопарка, просмотр спектаклей и т.п.; индивидуально-групповые. Важными формами освоения программы являются: поездки в разные регионы России - для изучения народных традиций; участие в проектах Театра Юных Москвичей, в программах художественно-эстетической направленности Центра и Дворца, в конкурсах и фестивалях. В программе предусмотрена вариативность форм обучения: · занятия по предмету «Актёрское мастерство на основе фольклора народов России» - групповые: 1-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 4 часа. 2-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 6 часов. · по предмету «Народно-сценический танец» - 1-й и 2-ой годы обучения- групповые и индивидуально-групповые– 1 час в неделю. Основная форма ведения предмета: практическое занятие. · по предмету «Сценическая речь на основе фольклорного наследия народов России»: 1-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 1 час в неделю на каждого обучающегося. 2-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 1час плюс индивидуально-групповые занятия. · по предмету «Народное пение»: 1-й год обучения проводятся групповые занятия – 1 час в неделю. 2-й год обучения проводятся индивидуально-групповые занятия. При необходимости постановки номеров для учебного спектакля (на втором году обучения) добавляются часы для индивидуально-групповых занятий с детьми по этим предметам 1 раз в неделю по 1 часу. Сводные репетиции учебных спектаклей могут проводиться всем составом объединения при участии всех педагогов, обучающих предметам комплекса. В коллективных праздниках и выступлениях принимают посильное участие обучающиеся всех групп. Ожидаемые результаты и способы их проверки Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путем прохождения двух лет обучения: Обучающиеся 1-ого года будут: Знать: - жанры русского фольклора; - русские народные танцы; - русские народные песни; - особенности, формы и способы игры в русском фольклорном театре; - праздники «Народного календаря»; - элементы актерского мастерства: сценическое внимание, мышечная свобода и раскрепощенность, воображение и фантазия, предлагаемые обстоятельства, вера в предлагаемые обстоятельства, перемена отношения, физическое самочувствие, память физических действий; - понятия темпа и ритма; - собственные речевые, вокальные и пластически-ритмические недостатки; Уметь: - работать в коллективе и подчиняться общим правилам; - выполнять упражнения на расслабление; - владеть сценическим самочувствием, - ориентироваться в пространстве сцены; - взаимодействовать с партнером; - пользоваться невербальными сигналами (мимика, жесты, позы); - имитировать любой предложенный объект (животные, дети, старики и т.п.); - рассказать и показать малые жанры русского фольклора; - играть в народные игры и водить хороводы; - объяснить назначение праздников народного календаря; - коллективно исполнять русские народные песни с хореографическим дополнением; - показать основные элементы русских народных танцев; - играть в инсценировках обрядов и праздничных театрализованных представлениях в разных жанрах русского фольклорного театра: игры-драматизации, разыгрывание народных сказок, потешек и т.п., обрядово-игровое действо, представления народного театра (Живой Вертеп, театр Петрушки, Балаганные представления, скоморошины, паноптикум, райки, народные драмы и т.п.);
Обучающиеся 2ого года будут: Знать: - многообразие и особенностифольклорного театра народов России; - последовательность освоения фольклорного материала на примере одного из регионов России; - основные элементы народно-сценических танцев (на примере русских народных танцев и танца одного из народов России); - технику, стиль и манеру исполнения народно-сценических танцев (на примеретанца одного из народов России); - особенности исполнения народных песен; - правила произношения современного русского языка; - диалектные особенности речи, акценты и говоры; - упражнения для устранения недостатков: речевых, певческих, пластически- ритмических;
Уметь: - выступить в постановке инсценировок обрядов и праздничных театрализованных представлений на основе фольклорного материала; - продемонстрировать навыки освоения фольклорного материала на примере одного из регионов России; - исполнить отрывок из сказок, былин и народных рассказов с сохранением диалектных особенностей текста; - импровизировать при исполнении роли в спектаклях фольклорного театра. - выполнить упражнения для постановки вокального голоса в народной манере исполнения; - продемонстрировать технику, стиль и манеру исполнения основных элементов народных танцев; - продемонстрировать навык публичного выступления на театральных площадках Дворца, города, на городских, российских и международных фестивалях. |
НОВОСТИ КОЛЛЕКТИВА ТЕАТР ЮНЫХ МОСКВИЧЕЙ: | Лебедь Н.Н., ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+74959398362 © 2010 |