• ЦХО МГДД(Ю)Т
  • Центр художественного образования МГДД(Ю)Т
  • Изостудия Воробьевы горы
  • Московский городской Дворец детского (юношеского)творчества
  • "Юные таланты Московии"
  • Блог "Художественное образование на Воробьевых горах"
  • Образовательная программа "Фольклорный театр" пед. Цыганова О.Н.

    Коллекция-плейлист «Фестиваль "Ребенок и фольклор" (г. Коринальдо, Италия)»
    Видеоролики поездки учебной группы пед. О. Н. Цыгановой и пед. Т. Ю. Ронами на фестиваль "Ребенок и фольклор"
    ТЮМ в Италии

    Фотоальбом ТЮМ в Италии

    "Сказочное лукоморье"
    Выступление дипломанта конкурса "Первый фестиваль сказителей "Сказочное лукоморье" Иерусалимского Николая (педагог-постановщик Цыганова О.Н.)
    Спектакль "Дунька и мешок потешек" в кадетском корпусе (пансион государственных воспитанниц)
    Совместная работа группы О. Н. Цыгановой и театра "Паровоз" (отдел музыкально-художественного творчества на базе ДНТТМ)

    Спектакль "Небылицы в лицах из бабушкиного сундука" (Цыганова О.Н.)

    Фольклорный театр ТЮМа
    Видеоролик, подготовленный родителями учащихся Фольклорного театра

    фольклорный театр мастер-класс





    Данная программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно-эстетической направленности МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие»; имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.

             Образовательная программа «Фольклорный Театр» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

             Народное театральное искусство  отличается оригинальными  условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям. Литературные произведения подвергались переосмыслению и переделке, приспосабливаясь к народным эстетическим понятиям и вкусам.

    Народная драма и зрелищные формы фольклорного театра  уходят из нашей жизни, но они не перестают привлекать внимание ученых, деятелей театра, художников, писателей и поэтов, интересующихся народной культурой  прошлого. Изучая и возрождая традиции фольклорного  театра – мы приобщаемся к истокам, корням  народной культуры.

           Одно из существенных противоречий сложившейся системы воспитания  - недопустимое сужение рамок передачи новым поколениям национально-культурных традиций и, в первую очередь, традиций фольклорного искусства. В условиях города у детей практически нет возможности познакомиться с фольклорными традициями и, естественно, перенять их. В создавшейся ситуации важным каналом вовлечения подрастающего поколения в фольклорное творчество может стать дополнительное образование детей в форме детского фольклорного театрального коллектива, который позволит обеспечить культурную преемственность, самобытность, социокультурную идентичность ребенка и его ориентацию в поликультурном пространстве. Содержательной основой детского фольклорного театра станут  народные формы искусства, а элементы  актерской театральной школы (К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, М.А.Чехова, А.Я.Таирова, М.О.Кнебель, З.Я.Корогодского, Е.Гротовского, В.Сполин и других мастеров театральной педагогики) наполнят методику вовлечения детей и подростков в национальный фольклор.

               Данная программа осуществляет комплексное обучение ребенка актерскому мастерству, народно-сценическому танцу, сценической речи и народному пению на основе фундаментальных традиций культуры   - фольклоре народов России, методом погружения, т.е. все предметы объединены темой года:

             - 1-й год обучения –  Русский фольклор и народный театр;

             - 2-й год обучения –  Фольклорный театр народов России.

    Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

    - в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего (программа первого года обучения) к истокам русской культуры и духовным корням фольклорного театра России.

    - в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

    - в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

    - в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора;

    - в формировании самостоятельно и креативно мыслящей личности.

     

     Педагогическая целесообразность программы в реализации задачи передачи накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры театрально-игровыми методами;  в формировании культурного модуса[1] личности и раскрытие яркой творческой индивидуальности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной театральной  культуры как части общечеловеческой культуры.  

    Отличительные особенности программыот программ: Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского и Актёрское мастерство //Я вхожу в мир искусств, 2008.-№1; и Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота-подросткам.- Ивантеевка, 1994 -

    •  в комплексности обучения -содержание программы   включает 4 модуля:

    «Актерское мастерство на основе фольклорного театра народов России», который является основным и задает общую тему, реализуемуютремя другими модулями: «Сценическая речь на основе фольклорного наследия народов России», «Народно-сценический танец», «Народное пение».

    ·        в применении инновационной технологии в образовательном процессе   (в теме «Наблюдения», «Записная книжка актера» предлагается психотренинг - в котором используется имитационная теория сценического перевоплощения, например: изображения объектов, проецируемые на экран /животные, дети, старики и т.д./, которые предлагаются как образцы для подражания);

    ·         в обучении основам актерского мастерства на достижениях фольклорного  театра народов России и устном народном творчестве;

    ·         в изучении и освоении культуры народов России театрально-игровыми и вокально-хореографическими методами;

    ·         в формировании национального самосознания на основе русского фольклора и традиций народного театра;

    ·         в  воспитании толерантности к иным культурам и национальностям;

     

    Модуль «Сценическая речь на основе фольклорного наследия народов России» составлен на основе образовательной программы Цыгановой О.Н. Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразования) //Образовательные программы дополнительного образования детей: К 70-летию Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Вып. 2. - М.: МАКС Пресс, 2006. - С. 121-141.

    Отличительными особенностями содержания данного модуля от содержания этой программы являются:

    - два года обучения;

                - сокращение часов занятий, которые невозможно проводить в полном объёме из-за насыщенности комплексного обучения;

    - перераспределение содержания ряда разделов модуля с учётом тематики комплекса;

    - комплексность содержания, т.е. каждое занятие  включает в себя упражнения из нескольких тем, с обязательным погружением в игровую природу фольклорного театра;

    - добавление индивидуально-групповых занятий (на 2-ом году обучения) для подготовки речевых номеров на основе фольклорного материала (сказок, былин, легенд и т.п.) с использованием диалектов и говоров разных областей России.

     

       Модуль «Народное пение» составлен на основе модуля Карасевой Е.В. «Народное пение и основы народной культуры» входящего в комплексную образовательную  программу «Ансамбль народной песни «Купавушка».

    Отличительными особенностямисодержанияданного модуля от содержания этой программы являются:

    - два года обучения;

     - сокращение часов занятий, которые невозможно проводить в полном объёме из-за насыщенности комплексного обучения;

    - перераспределение содержания ряда разделов модуля с учётом тематики комплекса;

    - увеличение часов индивидуально-групповых занятий (на 2-ом году обучения) для подготовки певческих номеров на основе фольклора разных областей России.

                                    

                                                            Цель и задачи программы

     

                Цель – изучение фольклорного театрального наследия народов России  во всем многообразии его компонентов и формирование культуры личности  с раскрытием творческих способностей обучающегося в условиях театрального коллектива.

     

                                                 Задачи программы

    Обучающие:                                         

     - познакомить с жанрами русского фольклора;

    - познакомить с многообразием культуры народов России;

    - познакомить с  местными фольклорными особенностями на примере одной из областей России;

    - познакомить с театрально-игровым и вокально-хореографическим наследием  народов России;

    -  познакомить с формами, особенностями и приемами игры в  фольклорном театре;

    - обучить приемам устранения  недостатков: речевых, певческих, пластически- ритмических.

    - обучить особенностям игры в разных формах русского фольклорного театра;

     

    Развивающие:

    - сформировать интерес к культурно-историческому прошлому России и национальному фольклорному театру;

    - развить способность к импровизации, поиску собственного пути в творчестве;

    - сформировать потребность в  самостоятельном и креативном мышлении;

    - сформировать навыки освоения  фольклорного материала на примере одного из регионов России;

    -сформировать навыки  игры в  инсценировках обрядов и  праздничных театрализованных

       представлениях  на основе  фольклорного материала;

    - сформировать навык публичного выступления   на театральных площадках Дворца, города,  на городских, российских и международных фестивалях.  

     

     

    Воспитательные:

     - воспитать толерантность к разным культурам и национальностям, населяющим Россию;

     - привить культуру общения;

     - сформировать чувство коллективизма;

     - воспитать ответственность и взаимопомощь;

      - сформировать национальное самосознание на основе русского фольклора и народного театра;

    - воспитать потребность в процессе учения – постижения и открытий  в искусстве и в самом себе;

                                                    Возраст обучающихся

                В коллектив принимаются дети в возрасте  10 - 12 лет после прохождения конкурсного отбора. На 2-й год  обучения, после предварительного собеседования с педагогами, и прохождения тестирования по содержанию предметных модулей, могут быть   зачислены дети  10 -12 лет.  Возможен  переход ребенка из группы первого года обучения в группу второго года при быстром усвоении изучаемого материала содержания разделов программы или задержка при переходе на следующий годобучения, если ребенок не усвоил  содержание программы в силу частых пропусков, болезни или других причин.

       На первом году обучения в  группе занимаются 15,  на втором – 12 детей.          

     

                                                 Сроки реализации программы

         

                                             Количество часов в год на одного ребенка:

    1-й год обучения – 288 часов из них:

    144 ч –  актерское мастерство на основе русского фольклора;

      72 ч - сценическая речь;

      36 ч – народно-сценический танец;

      36 ч – народное пение.

    2-й год обучения – 288 часов из них:

    216 ч – актерское мастерство на основе фольклора народов России;

      36 ч (гр.)+ (инд.-гр.) – сценическая речь;

      36 ч – народно-сценический танец;

      (инд.-гр.)– народное пение.

       

                                                   Формы и режим занятий

              Занятия проводятся на театральной сцене и в учебных классах 2 раза в неделю по 3 часа и 1 раз – 2 часа с 15 мин. перерывами после каждого часасо сменой видов деятельности: речевой, мыслительной, игровой, познавательной, учебной.

             Занятия разнообразны по форме: групповые -  тренинги, репетиции, спектакли, занятия-игры, конкурсы, выступления, обсуждения, выездные занятия – экскурсии, посещение  музеев, зоопарка, просмотр спектаклей  и т.п.; индивидуально-групповые.  Важными формами освоения программы являются: поездки  в разные регионы России - для изучения народных традиций; участие в проектах Театра Юных Москвичей, в программах художественно-эстетической направленности Центра и Дворца, в конкурсах и фестивалях.

         В программе предусмотрена вариативность форм обучения:

    ·        занятия по предмету «Актёрское мастерство на основе фольклора народов России» - групповые:

    1-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 4 часа.

    2-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 6 часов.

    ·        по предмету «Народно-сценический танец» - 1-й и 2-ой годы обучения- групповые и индивидуально-групповые– 1 час в неделю. Основная форма ведения предмета: практическое занятие.

    ·        по предмету «Сценическая речь на основе фольклорного наследия народов России»:                                  

    1-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 1 час в неделю на каждого обучающегося.

    2-й год обучения – количество часов групповых занятий в неделю на одного ребёнка составляет 1час плюс индивидуально-групповые занятия.

    ·        по предмету «Народное пение»:

                1-й год обучения проводятся групповые занятия – 1 час в неделю.

                2-й год обучения проводятся  индивидуально-групповые занятия.

    При необходимости постановки номеров для учебного спектакля (на втором году обучения) добавляются часы для индивидуально-групповых  занятий с детьми  по этим предметам 1 раз в неделю по 1 часу.

         Сводные репетиции учебных спектаклей могут  проводиться всем составом объединения при участии всех педагогов, обучающих предметам комплекса.

         В коллективных праздниках и выступлениях принимают посильное участие обучающиеся всех групп.  

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

    Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путем прохождения   двух лет  обучения:

    Обучающиеся 1-ого года будут:

    Знать:                   

     - жанры русского фольклора;

    - русские народные танцы;

     - русские народные песни;

     - особенности, формы и способы игры в русском фольклорном театре;

     - праздники «Народного календаря»;

     - элементы актерского мастерства: сценическое внимание, мышечная свобода и раскрепощенность, воображение и фантазия, предлагаемые обстоятельства, вера в предлагаемые обстоятельства,  перемена отношения, физическое самочувствие, память физических действий;

     - понятия темпа и ритма;

     - собственные речевые, вокальные и пластически-ритмические недостатки;

    Уметь:

    - работать в коллективе и подчиняться общим правилам; 

    - выполнять упражнения на расслабление;

    - владеть сценическим самочувствием,

    - ориентироваться  в  пространстве сцены;

    - взаимодействовать с партнером;

    - пользоваться невербальными сигналами (мимика, жесты, позы);

    - имитировать любой предложенный объект (животные, дети, старики и т.п.);

    - рассказать и показать малые жанры русского фольклора;

    - играть в народные игры и водить хороводы; 

    - объяснить назначение   праздников народного календаря; 

    - коллективно исполнять русские народные песни с хореографическим дополнением;

    - показать основные элементы русских народных танцев;

    - играть в  инсценировках обрядов и  праздничных театрализованных представлениях  в разных жанрах русского фольклорного театра: игры-драматизации, разыгрывание народных сказок, потешек и т.п., обрядово-игровое действо, представления народного театра (Живой Вертеп, театр Петрушки, Балаганные представления, скоморошины, паноптикум, райки, народные драмы и т.п.);

     

    Обучающиеся 2ого года будут:

    Знать:

    - многообразие и особенностифольклорного театра народов России;

    - последовательность освоения  фольклорного материала на примере одного из регионов России;

    - основные элементы народно-сценических танцев (на примере русских народных танцев и танца одного из народов России);

    - технику, стиль и манеру исполнения народно-сценических танцев (на примеретанца одного из народов России);

    - особенности исполнения народных песен;

    - правила произношения современного русского языка;

    -  диалектные особенности речи, акценты и говоры;

    - упражнения для  устранения  недостатков: речевых, певческих, пластически- ритмических;

     

    Уметь:

    - выступить в постановке инсценировок обрядов и  праздничных театрализованных представлений  на основе  фольклорного материала;

    - продемонстрировать навыки освоения  фольклорного материала на примере одного из регионов России;

     -  исполнить отрывок из сказок, былин и народных  рассказов с сохранением диалектных особенностей текста;

     - импровизировать при исполнении роли в спектаклях фольклорного театра.

    - выполнить упражнения для постановки вокального голоса в народной манере исполнения;

    - продемонстрировать технику, стиль и манеру исполнения основных элементов народных танцев;

    - продемонстрировать навык публичного выступления   на театральных площадках Дворца, города,  на городских, российских и международных фестивалях.  
    НОВОСТИ КОЛЛЕКТИВА ТЕАТР ЮНЫХ МОСКВИЧЕЙ:
    Лебедь Н.Н., ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+74959398362 © 2010
    Hosted by uCoz