09:22
Право на самореализацию

Выступление С.В.Розова на вебинаре Cоздание среды профессиональных проб для подростков в дополнительном образовании

Из выступления:

Здравствуйте, дорогие друзья, дорогие коллеги!
Я Розов Сергей Викторович, художественный руководитель Театрально-творческого центра-лаборатории ГБПОУ «Воробьёвы горы».
То дело, которым мы занимаемся (а это осмысление проблемы профессиональных проб в системе дополнительного образования), продиктовано самой жизнью, поиском путей и направлений развития в сфере дополнительного образования, в том числе, в области художественного творчества, к которой я принадлежу.
По профессии я режиссёр, режиссёр драматического театра, работал в высшем, общем, в дополнительном образовании, есть опыт работы в разных регионах России и за её пределами.
Так что специфика этого дела знакома мне не понаслышке, знакома как практику, и как педагогу, преподавателю, и как режиссёру профессионального театра. Знакома проблема не только в дополнительном образовании по ведомственной принадлежности, но и в образовании как таковом.
Что такое «профессиональная проба»?
Это шанс ребёнку, подростку найти своё место в жизни, то место, где его самореализация будет максимально возможна.
Я очень радуюсь тем изменениям, которые идут в нашем обществе, когда дело касается вопроса стимулирования человека в его профессиональной деятельности, в вопросе выбора профессии. Я прежде всего имею в виду нематериальное стимулирование, тот ресурс, о котором одно время мы совсем позабыли, а теперь вновь начинаем понимать, что человек будет наиболее эффективен для себя как личности, для общества и государства тогда, когда он будет заниматься именно тем, чем ему действительно интересно заниматься, за нематериальным интересом будет и наилучший материальный результат. Ведь ресурс – это не всегда смета, не всегда высокое финансирование, высокая зарплата. Это горящие глаза, это увлечение, счастье осознания себя творцом. Ресурс заинтересованности человека тем, чем он занимается – это наилучший ресурс динамики развития общества и страны, счастья и успеха личности. Приходилось мне работать в других странах, немало поездить по миру. Я такого трепетного отношения к профессии, к соотнесению с профессиональным выбором того, нравится ли мне заниматься чем-то или нет, - не встречал, как в России, нигде. Десять, двадцать лет назад общественное мнение, к моей огромной печали, формировалось идеей о том, что, ради семьи, ради материального достатка, можно работать и не по душе, для карьеры и высокой зарплаты. Наконец происходит переосмысление, понимание значимости осмысленных мотиваций, гражданской ответственности как неотъемлемой части личности.
«А что, собственно, защищали люди на войне?» - этот мотив часто возникает при обращении художника, артиста к военной тематике. Сейчас, в год 70-летия Победы  мы снова задаём этот вопрос. Что защищали победители, за что умирали наши солдаты, наши граждане? За землю в её географическом понимании? За общественный строй? За память о предках? Я думаю, что во многом люди защищали право жить по своим представлениям, за право на то, что мы сейчас называем САМОРЕАЛИЗАЦИЕЙ. За Право на самореализацию.
Это, повторюсь еще раз, и есть самый большой общественный ресурс, ресурс личности, общества и страны. Тот ресурс, который может стать основой для Победы.
И система профессиональных проб в связи с этим чрезвычайно важна, чрезвычайно интересна, чрезвычайно полезна. Ну и чрезвычайно сложна.
Немного позже о сложностях и рисках. А начнём с того, как организовать эту систему на примере театрального творчества.
Мне кажется, что система театрального образования в нашей стране – это наша гордость, то, чему приезжают учиться у нас специалисты со всего мира.
Конечно, в то же время мы понимаем, что нужно применять какие-то новые методики, учиться диагностикам результатов образования, инновационным технологиям, оставлять, как сейчас говорят, «цифровой след». Всему этому стоит учиться педагогам. Учиться и организации системы профессиональных проб для детей и подростков.
Спрос на театральные занятия в любом регионе России очень велик. В любом драмкружке, молодёжном и детском театре нет недостатка в желающих. В любой театральный вуз не ослабевает поток абитуриентов.
Нужно ли в театральном искусстве проводить профессиональные пробы?
Скорее всего, они нужны именно в плане отрицательного результата. И вот тут в права вступает наше педагогическое мастерство. Как ребёнку, в основном, девочке, которая мечтает стать актрисой, мягко объяснить в 9-м классе, что в профессиональном плане ей это будет сделать сложно. Приходят ведь зачастую за будущей славой, и не только дети, но и их родители, за славой своего единственного и неповторимого юного артиста. Как переубедить их в профессиональном выборе?
Конечно, может быть и обратное. Наш Дворец пионеров за свою историю выпустил целую плеяду великих артистов. И всё же это исключительное явление. Из всех, кто занимается в студиях, поступят от силы пять процентов. Правда, не все и будут поступать. И в этом смысл профессиональной пробы.
Сколько драматичных судеб от того, что всю жизнь я мечтаю стать балериной или художником, а выясняется, что у меня это не получается. Как педагогу правильно повести себя?
Через что проводить эти профессиональные пробы, как отслеживать результаты и, главное, как эти результаты доводить до наших воспитанников?
Во-первых, мне кажется, очень большое внимание нужно уделять программному полю в сфере театрального образования.
Зачастую театральное искусство преподают хорошие театральные профессионалы, но не педагоги по образованию, мастера театра, которые недооценивают значение образовательной программы. Программа диктует кто и зачем придёт в эту конкретную театральную группу, что он должен получить и с чем выйти.
Расскажу о программном поле нашего центра.
Основная наша цель при его построении – это максимально учесть детско-родительский запрос и предоставить различные виды образовательных программ.
Вот пришёл мальчик (или девочка) зажатый, не знает куда руки девать, как отвечать в классе, задача – как-то его раскрепостить, дать навыки общения, театрального движения, речи. Повлиять на психофизику ребёнка, подростка. Это одна программа.
Другой родитель пришёл, говорит: «Что-то очень скрытный у меня ребёнок, вот ему 13 лет, а появился какой-то второй план, что-то неладно у ребёнка на душе» Это другая программа, потому что театр может великие дела в нравственном, психологическом плане решать.
Или пришёл, говорит: «Вот будущая звезда растёт, на месте не сидит, гримасы корчит, сценки всякие разыгрывает, пародирует всех» Педагог ужасается, думает, что же с этим ребёнком на занятиях делать, берёт, и, возможно, действительно в дальнейшем воспитывает будущего артиста. Это третья программа. А, может быть, из первой и второй в третью перейдут ребята. Важна сама система программного поля, разноуровневость, разные задачи, разные результаты.
Многое зависит от контингента именно этого конкретного учебного года. Может быть, придётся и скорректировать образовательные программы, перераспределить педагогов. Важен систематический мониторинг. Важна профессиональная интуиция. Ниже несколько названий наших образовательныхпрограмм.
«Литературный театр». Это образовательная программа, где детям дана возможность получше разобраться в литературных произведениях, хорошее подспорье в изучении литературы.
«Развитие нравственных качеств средствами театра».  Образовательная программа явно выраженной воспитательной направленности. Педагог не навязывает своё видение морали, но всё же в групповом взаимодействии при создании сценического образа происходит определённое моделирование  жизненного поведения.
«Актерское мастерство». Ребята будут пробовать себя для поступления в театральный вуз.
Итак, первое это программа.
Мы не готовим профессионалов. И всё-таки мы занимаемся подготовкой к профессии, подготовкой к жизни. Мы обучаем юных артистов адаптироваться к известному и неизвестному. Каждый спектакль – это неизвестное. Каждая пьеса неизвестна и известна одновременно. Ответственность за результат. И результат – это тоже спектакль. Не может быть актера без ответственности.
Все эти вещи входят в большинстве профессий в профессиональный минимум. Адаптивность к тому, что ты уже знаешь, к тому, что тебе предстоит узнать. И ответственность перед собой и своей командой (режиссер, костюмер, гример, звукорежиссер, автор пьесы, художник, другие артисты и мн. др.), перед зрителями, перед, в широком и правильном смысле, теми, кто будет потребителем твоего творческого продукта.
Вот так на разных уровнях и с разными программными задачами осуществляются профессиональные пробы.
Спектакль, как видим, является важной составляющей, мерилом своего рода того личностного результата, который был достигнут. И профессиональной пробой в то же время. У нас есть такая практика – новогодний праздник мы готовим в основном силами детей. Спектакль и программа наравне с продуктом работы профессионалов являются составной частью городского праздника, на который распространяются билеты, который в Москве пользуется большой популярностью.
Дети вытягивают на себе 20-25 представлений перед зрителями. И эта чудная картина преображения обычных 11-16-летних школьников в настоящих профессионалов, с колоссальной собранностью, ответственностью перед зрителями.
Отношение к своему труду как к очень важному делу – пожалуй, и есть важнейшая профессиональная проба.
Итак, во-первых, программа. Во-вторых, репертуар. Выготский вообще считал, что чужой текст не надо в детском театре произносить, не нужен в детском театре спектакль. Что это подражательство.  Но жизнь показывает, что только через технологии (этюды, зарисовки по картинам, различные упражнения), без спектакля как общего значимого события, студия разваливается и не достигает своих результатов.
И выпуск спектакля – это и есть профессиональная проба, потому что театр – это искусство коллективное.
Спектакль помогает помочь увлечь ребёнка и смежными искусствами. Из театра ведь выходят не только актеры. Художники по свету, по звуку, по костюмам, не говорю уж о режиссёрах, культурологах, специалистах по арт-дизайну и т.д. Синтетическое искусство театра раскрывает пространство профессиональных проб и через подготовку, во многом, к спектаклю даёт множество примеров и опытов знакомства с разными профессиями. И с различными социальными позициями.
В сегодняшнем мире неотъемлемой частью профессии становится рефлексия, аналитика того, чем ты занимаешься. Эта аналитика в нашем театре может выходить и в публичную сеть, через тот цифровой след, о котором я выше упоминал. После спектакля собственного и после спектаклей наших коллег мы устраиваем их интернет-обсуждения.  Хороший пример – зрительские обсуждения спектаклей на сайте фестиваля «В добрый час!»
Любое слово несёт какой-то смысл, какую-то энергию. Даже слово, брошенное в пустыне. А если уж слово осталось в сети, стало публичным, то оно приобретает еще большее значение. И надо научиться это понимать с детства.
Зритель – это тоже профессиональная проба. Студиец может не стать актёром, но зато он станет грамотным зрителем. Через занятия в театре обретёт художественный вкус.
Теперь хочу перечислить несколько профессиональных технологий в обучении театру. Прежде всего это технологии, связанные с воображением. «Представить» - ключевое слово для этих технологий. Второе – коммуникативные навыки. Как ты умеешь общаться. Дикция, пластика, слух – всё это сильно развиваемые вещи, с ними тоже связаны определённые технологии.
Я не открываю никаких тайн, всё это известно моим коллегам. Только в очередной раз я хочу призвать всех к бережному отношению к приходящим к нам юным личностям, к тому, чтобы не увлекаться результатом в искусстве, а добиваться результата в индивидуальном развитии каждого нашего студийца. Это и есть самое высокое искусство.

 

Категория: Проекты Дворца пионеров - театральное искусство | Просмотров: 1218 | Добавил: artzentr | Теги: профессиональная проба, самореализация, профпробы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close