• ЦХО МГДД(Ю)Т
  • Центр художественного образования МГДД(Ю)Т
  • Изостудия Воробьевы горы
  • Московский городской Дворец детского (юношеского)творчества
  • "Юные таланты Московии"
  • Блог "Художественное образование на Воробьевых горах"

  • Образовательная программа дополнительного образования детей «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» пед. Цыганова О.Н.

    «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

    (с учётом особенностей детского голосообразования)

    Коллекция-плейлист «Фестиваль "Ребенок и фольклор" (г. Коринальдо, Италия)»
    Видеоролики поездки учебной группы пед. О. Н. Цыгановой и пед. Т. Ю. Ронами на фестиваль "Ребенок и фольклор"
    ТЮМ в Италии

    Фотоальбом ТЮМ в Италии

    "Сказочное лукоморье"
    Выступление дипломанта конкурса "Первый фестиваль сказителей "Сказочное лукоморье" Иерусалимского Николая (педагог-постановщик Цыганова О.Н.)
    Спектакль "Дунька и мешок потешек" в кадетском корпусе (пансион государственных воспитанниц)
    Совместная работа группы О. Н. Цыгановой и театра "Паровоз" (отдел музыкально-художественного творчества на базе ДНТТМ)

    Спектакль "Небылицы в лицах из бабушкиного сундука" (Цыганова О.Н.)

    Фольклорный театр ТЮМа
    Видеоролик, подготовленный родителями учащихся Фольклорного театра


    НОВОСТИ КОЛЛЕКТИВА ТЕАТР ЮНЫХ МОСКВИЧЕЙ:
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность.

    Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом - этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь - это человек. Нет речи - нет человека», - писал известный деятель русского театра кн. Сергей Волконский.

    Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.

    Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно  культурного человека, гражданина своей страны.

    Единство речи, игры и движения - универсальное средство эмоционального и  физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.  Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а  решает  проблемы  гармонического  всестороннего развития личности  и  прививает устойчивую любовь к родной речи.

    Программа основана на последних достижениях в изучении психологии ребёнка и особенностей голосообразования в детском возрасте. Она отличается от существующих программ «Сценическая речь» для театральных отделений детских школ искусств и театральных институтов. Её новизна и оригинальность заключается в том, что она основана на особенностях развития детского голоса и различиях детской и подростковой психологии.

    Сценическая речь не только может служить своего рода эталоном правильной речи, но она одновременно упражняет и  развивает слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи - её содержание. Всё это может негативно отражаться на его профессиональной деятельности, особенно когда она связана с постоянным контактом с другими людьми.

    Голос у человека появляется с момента рождения (врождённый, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно-рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ребёнку помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство).

    Главную роль в речи выполняет гортань, конечно, совместно с дыханием. Слух является главным регулятором и корректором звукообразующего поведения гортани и всего голосового аппарата, поэтому, прежде всего, ему должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, а его развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти ещё до их использования в речи или пении: в этом отношении окружающая среда имеет огромное значение. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.

    Однажды начав работу над речью, её не прекращают всю жизнь, если хотят овладеть ею в совершенстве, добиться такого результата, чтобы передавать голосом малейшие движения внутренней жизни, просто и красиво выражать свои мысли и чувства.

    И здесь много зависит от педагога, от его искусства увлечь обучающихся. Ведь высокая степень увлечённости - основное условие творческого, глубокого овладения материалом.

    Цель программы: развить и усовершенствовать природные речевые и голосовые возможности обучающихся, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым воспитать творческого, свободного человека, способного жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими людьми.

    Задачи программы:

    1.Обучающие:

    - освоение базового программного материала «техники речи» в соответствии с    возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка;

    - выработать умение пользоваться правильным литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;

    -обучить детей элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать;

    -научить самостоятельно работать над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции;

    -дать знания о диалектах и говорах разных областей России;

      2.  Развивающие:

                  - развить у детей речевой слух, внимание и память;

                  - развить речевые и творческие способности.

                  - развить художественный вкус и эстетическое чувство

                    прекрасного.

      3.  Воспитательные:

                - увлечь детей красотой звучащего русского слова;

                - воспитать этические нормы поведения, способность

                  работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

                - воспитать умение критически оценить как свою работу, так

                  и работу своих товарищей;

    Программа разработана таким образом, чтобы тесно увязать обучение ребёнка правильной, сценической речи с теми этапами развития детского голоса, каждый из которых создаёт свои исходные для этого условия. Только учёт этих условий позволит развиться детскому голосу естественным и гармоничным путём.

    Ключевым для развития голоса является его мутация. Это позволяет разделить эволюцию детского голоса на протяжении школьного возраста на четыре периода:

    - домутационный (7-10 лет);

    - предмутационный (11-13 лет);

    - мутационный (13-15 лет);

    - послемутационный (16-18 лет).

    Для каждого из этих периодов характерны особые черты, которые непосредственно влияют на содержание данной программы и методику её реализации.

    1. Домутационный период. Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте, в общем, однородны и почти все - дисканты. Диапазон голоса значительно меньше, чем у взрослых: 320-512 Гц. Деление на первые и вторые голоса условно. Речь детей в этом возрасте отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. Если учитель сумеет настроить голос ребёнка на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь. Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара для исполнения на уроках пения и во время самодеятельных выступлений.

    2. Предмутационный период.  К одиннадцати годам в голосах детей, особенно мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углублённым дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков и девочек), охватывая примерно следующие границы: 290-580 Гц.

    В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

    3. Мутационный (переходный) период связан с быстрым ростом гортани и совпадает с периодом полового созревания детей. Продолжительность мутационного периода может быть различна: от нескольких месяцев до нескольких лет. У девочек мутация наступает примерно на год раньше, чем у мальчиков.

    Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины - тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким. Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. При осмотре гортани истинные голосовые связки представляются в это время покрасневшими, утолщенными. К концу периода мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормальный мужской голос.

    У девочек так же, как и у мальчиков, в период смены голоса обнаруживается покраснение голосовых связок, но тембр голоса не претерпевает таких резких изменений. Переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона. Период мутации протекает у девочек более гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.

    Очень важен вопрос о воспитании мутирующего голоса. Практически он решался уже давно. Например, авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории», который был издан в 1803 году - профессора Гара, Бернандо Менгоцци, Мегюль, Госсек и Керубини - пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. Так, на своем опыте профессора Парижской консерватории еще в XVIII веке доказали, что под умелым руководством мутация протекает быстрее и окончание ее может наступить скорее. Об этом же свидетельствуют и современные данные педагогических и лабораторных исследований.

    Задача руководителя - своевременно услышать мутацию и при первых её признаках принять меры предосторожности: в этот период исключаются упражнения с форсированием звука, твердой атакой и расширением диапазона. Правильно организованная нагрузка на занятиях техникой речи способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Очень важно, чтобы педагог чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

    4. Послемутационный период (юношеский возраст). Особенность этого периода - нежные, неокрепшие связки. Важно соблюдать правильный речевой режим, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Процесс воспитания голоса должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

    В соответствие с указанными периодами развития детского голоса обучение учащихся ведётся в четырех возрастных группах (7-10 лет; 11-13 лет; 13-15 лет; 16-18 лет) и обеспечивает насыщенность занятий в течение четырех лет обучения.

    Программа общедоступна и универсальна. Начинать можно в возрасте 7 лет и далее. Количество занимающихся детей в группе 10-12 человек, мальчиков и девочек.

    Занятия по технике речи проводятся по группам и индивидуально. Обучающимся необходимо научиться самостоятельно отрабатывать отдельные навыки сценической речи по индивидуальному заданию педагога.

    Занятия по программе делятся на 4 этапа:

    Первый этап - занятия с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет). Доминантными в программе являются творческое развитие, коррекция и воспитание детей. Продолжительность реализации программы 4 года.

     Второй этап - занятия с детьми предмутационного периода (11-13 лет). Доминантными являются творческое развитие, образование и техника выполнения упражнений.  Продолжительность реализации программы  3 года

     Третий этап - занятия с детьми мутационного (переходного) периода (13-15 лет). Доминантными являются творческая реализация и техническое совершенствование  учащихся с учетом дозировки нагрузки и специфики физиологии и психологии подростков.  Продолжительность обучения  2 года.

     Четвертый этап - занятия с обучающимися юношеского возраста (16-18 лет). Доминантными являются творческая реализация и техническое совершенствование   учащихся.  Продолжительность обучения  1 год.

    Программа составлена из расчета общей нагрузки - 3 часа в неделю.

     1 этап - два групповых занятия по 30 мин. + 2 часа индивидуальных занятий (12 индивидуальных уроков по 10 мин.) Количество учеников в группе составляет 12 детей.

     2 этап - два занятия групповых по 45 мин. + 1час 30 мин. индивидуальных занятий (6 уроков по 15 мин., каждый урок для двух учащихся). Количество учеников в группе составляет 12 детей.

     3 этап - два занятия групповых по 30 мин + 2 часа индивидуальных занятий (6 уроков по 20 мин., каждый урок для двух учащихся). Количество учеников в группе составляет 12 детей.

     4 этап - одно занятие групповое  30 мин. + 2 часа 30 мин. индивидуальных занятий (5 уроков по 30 мин., каждый урок для двух учащихся). Количество учеников в группе составляет 10 человек.

    Каждый этап соответствует одному году обучения.
    Лебедь Н.Н., ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+74959398362 © 2010
    Hosted by uCoz